Администрация Косихинского района Алтайского края
+7 (38531) 22401 Алтайский край Косихинский район с.Косиха ул.Комсомольская д.4

Памятка по использованию интернет-фишинга

По мере роста количества пользователей Интернета возрастает число мошенников, пытающихся заработать на этих пользователях. Интересной особенностью мошенничества в Сети является то, что многие методы не являются нарушением закона в явном виде, и это не позволяет преследовать жуликов по закону.

 

Фишинг является одним из самых распространенных видов мошенничества в Интернете. Термин образован от английского словосочетания «password fishing» (буквально «выуживание паролей») и в классической интерпретации означает введение пользователя в заблуждение при помощи поддельного сайта, визуально имитирующего сайт банка или иной интернет-системы, предполагающей идентификацию пользователя. Главная задача фишера — заманить пользователя на такой сайт-ловушку и каким-либо образом убедить его сообщить идентификационные данные. Для решения такой задачи фишеры обычно применяют одну из следующих методик:

  •                    спам — его типичная идея заключается в том, чтобы напугать пользователя некими проблемами, требующими от пользователя немедленной авторизации для выполнения тех или иных операций (разблокировки счета, отката ошибочных транзакций и т.п.). В подобном письме имеется ссылка на поддельный сайт, причем визуально подобная ссылка обычно неотличима от настоящей. Более простая форма фишинга состоит в рассылке поддельных писем от имени банка или некого провайдера услуг с просьбой уточнить номер счета, логин/пароль и прочие персональные данные, отправив их по указанному адресу;
  •                    реклама неких товаров, которые можно приобрести в интернет-магазине, причем в рекламе обязательно приводится ссылка на сайт магазина. Методика аналогична предыдущей — вместо сайта магазина пользователь может попасть на сайт фишеров или на сайт созданного мошенниками магазина-однодневки;
  •                    применение троянской программы или межсайтового скриптинга для перенаправления пользователя на сайт фишеров при попытке доступа к легитимному сайту. Наиболее простая реализация данного метода — модификация файла Hosts, а более сложные методы основаны на применении руткитов, троянских SPI/LSP-провайдеров или модификации системных настроек — например на перенастройке браузера на работу через троянский прокси-сервер или на подмене DNS-сервера провайдера в настройках TCP/IP на троянский DNS-сервер.

 

В последнее время все чаще сообщается о новой форме фишинга — выуживании у пользователя отсканированных копий его документов. В частности, имея ксерокопию паспорта и образец подписи, теоретически можно оформить кредит от имени пользователя. Получить отсканированные копии документов доверчивого пользователя несложно — например, прислать ему сообщение о том, что он выиграл в лотерею, является N-тысячным посетителем сайта X и т.п.

 

Защита. Большинство методик фишеров основано на доверии — следовательно, главная защита от них заключается в принципе «доверяй, но проверяй». Практическая реализация этого принципа базируется на ряде простых правил:

 

банки никогда не запрашивают у клиентов номера кредитных карт, PIN-коды к ним и прочие персональные данные. Банку эта информация изначально известна и если понадобится уточнение, то в любом случае представители банка предложат пользователю явиться в банк с нужными документами, но никогда не станут требовать прислать их, скажем, по почте;

не следует переходить по ссылкам, указанным в спам-письмах. Если ссылка визуально похожа на правильную, то это не означает, что она ведет на правильный сайт;

любая лотерея основана на принципе «играют многие, выигрывают единицы», соответственно основное количество играющих окупают затраты на призы. Следовательно, если пользователь не покупал лотерейные билеты или иным способом не оплачивал участие в лотерее, но вдруг получает сообщение о выигрыше, то это наверняка мошенничество;

следует настороженно относиться к рекламе товаров, цена которых значительно ниже цены в других магазинах;

в случае работы с интернет-магазинами следует производить простейший контроль: как давно зарегистрирован домен магазина, есть ли у магазина офис, юридический адрес, телефоны и т.п. (естественно, что подобную информацию достаточно просто проверить). Если на сайте подобная контактная информация не указана, то с таким магазином лучше дела не иметь.

 

В качестве общего правила следует еще упомянуть о том, что ни в коем случае нельзя вводить номера кредитных карт на незнакомых сайтах.

 

 

 

 

 

ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

в Алтайском крае в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах»

Группа по защите прав потребителей, гигиенического обучения

и воспитания населения

658080, г. Новоалтайск, ул. Григорьева, 9,

E-mail: zpp-novoalt2@altсge.ru,

телефон: (385 32) 46587